Неожиданно возникшие срочные дела резко оторвали меня от компьютера и погнали в ночной субботний город. Нет, ночи как таковой еще не было – обычный зимний вечер, когда и в шесть часов ощущение, что ночь глубокая. Город светится огнями. Больше всего люблю темное время суток для прогулок по полупустым улицам (в провинции они именно такие – не Невский!), поэтому решила объединить полезное с приятным и насладиться выдавшейся возможностью побродить. Да и погода, несмотря на январь, была для этого самой располагающей: мягкий морозец и никакого ветра.
В какой-то момент ноги сами понесли в продуктовый магазин, что естественно для большинства женщин. Слово «гулять» становится полноценным синонимом слову «шоппинг» в лексиконе хозяек. Говорим «пойти погулять», а сами в голове перечисляем, что нужно не забыть купить. И вскоре уже передо мной был лабиринт витрин супермаркета. Пробежалась глазами по желтым ценникам (правильно юмористы и сатирики заметили, что меню нам теперь придумывать не нужно – его составляют вожделенные ценники иного окраса, чем обычные) и пошла к полкам с соками. Сок внуку покупается каждый день. Не ест он фруктов! Ест одни яблоки, и то не каждого сорта.
И картошки нужно купить. Картошки у нас в доме много не бывает. Никаких других гарниров мы не воспринимаем! Как-то притворилась, что картошки нет, и предложила другое блюдо, на что получила короткий ответ: «Я Вадико». Школьный психолог посоветовал как-то фильм «Хатико» в качестве лекарства от панической боязни собак после собачьих укусов. Оказалось, что мальчик фильм смотрел (это я не смотрела на тот момент), знает его наизусть и теперь использует переделанные словечки, уверенный, что будет понят.
Рассчитавшись на кассе за покупки, с пакетами в руках я направилась в сторону дома. Все так же горели фонари, освещая будто не саму улицу, а нечто большее. Похоже, свет проникал в душу и даже грел ее. И вдруг где-то за моей спиной раздался крик, разорвавший воздух: «Вернись! Я не могу жить без тебя! Умоляю! Вернись ко мне!!!».
Голос принадлежал подростку лет четырнадцати, не больше, причем, пьяному. Господи, надо же так! Парень ведь напился где-то в компании – не один. Зачем же друзья его отпустили?! Безответная любовь в таком возрасте – большая трагедия в жизни, которая, конечно же, со временем забывается. Но здесь, похоже, или разрыв, или даже измена. Какая же рана в сердце у мальчишки, если он кричит на всю улицу! Я оглянулась, но никого не увидела. Вероятно, тихий вечерний город нес звуки из какого-то далекого двора.
Я медленно шла, а парень за спиной продолжал плакать и кричать. И вдруг совершенно ясно разобрала, к кому обращены его призывы и мольбы: «Баба! Баба! Бабушка! Вернись! Я же не могу без тебя жить, бабушка!». Слезы навернулись на глаза, да и как могло быть иначе? Мысли понеслись сразу во всех направлениях. Вспомнила и себя, примерно в таком же возрасте потерявшую отца. Тогда у меня был ступор, не кричала. Да и алкоголя мы в детстве не пили, а он эмоции спускает с тормозов. Но вопрос, как жить без тебя, папа, стоял. Был человек, самый близкий, самый родной, каждый день был, каждую минуту – и вот, нет его, совсем. Непонятно и страшно. Операция без наркоза. Взяли и вырвали. Наверное, так же думал и этот бабушкин внук. Время лечит. Но не каждого и не всегда. И срок у всех разный.
Не лечит. Вчера прочитала у Ариадны Эфрон приблизительно следующее: «Мы умираем не сразу, а постепенно, и начинается это с уходом первого близкого человека». Жаль, не найти быстро точной цитаты на 1700 страницах.
Действительно, точнее не скажешь. И, казалось бы, современные дети все переживают множество раз с героями на экранах, должны быть готовы к тому, что никто не вечен, а жизнь — это совсем другое.
Бедный пацан! В такой ситуации очень важно не быть одному. А он один. Неизвестно, чем кончится. И взрослые-то не все справляются с этим, потому что реально трудно.
Лена, у меня было такое чувство, что он кричит небесам. Может, и вообще жил без родителей, с бабушкой. Или родители с поминками умотались и не видели, что с ребенком происходит и куда он делся. Но крик должны были услышать, в любом случае. Очень надеюсь, что парня вернули к жизни.
А жизнь, это совсем другое…
Причем, у каждого все по-другому, Геннадий. Здесь даже рецептов быть не может. Не знаю, возможно, раньше, когда набожные родители водили своих отпрысков в церковь, в сознании как-то складывалось отношение к уходу близких. И то потеря — она и есть потеря.
Надежда, спасибо за статью. Ночью не спалось, вчера сообщили о сокращении на работе. Но какие же это мелочи… Близкие люди — вот, что по-настоящему стоит наших эмоций, волнений…
Не за что, Юлечка! Как показал мой опыт, сокращение на работе — это прекрасная возможность начать все заново, без паники.
Из своего печального опыта скажу, время не лечит, а лишь немного притупляет боль. Трогательный ролик про родителей, стихотворение или кинофильм и я мысленно возвращаюсь в те счастливые дни, и так больно и не хочется возвращаться в реальность.
Человек все может пережить и выдержать, но боль утраты близкого и родного человека, ложится печатью из боли и слез, которые никогда не иссякнут.