Что такое отзыв, и какие они бывают, знают все. Даже гугл выдает почти полмиллиарда результатов по запросу «отзывы». Следовательно, их не просто пишут, но и размещают в Интернете для того, чтобы другие читали. Созданы специальные веб-площадки, на которых оставляют свое мнение туристы, автомобилисты, покупатели интернет-магазинов… Понятно, что список никогда не кончится, потому что отзывы можно найти в любой сфере. Меняет человек работу – пошел искать отзыв о работодателях. Собрались родители ребенка отдать в детский сад: «А что там о нем говорят?»
Отзыв – это один форматов, в котором работают копирайтеры. Если кто-то впервые об этом слышит, не тушуйтесь. Его можно смело отнести к рекламе. Нас же не смущает Яндекс.Директ, когда на странице появляется оплаченная ему реклама. Только как написать хороший отзыв, чтобы он выглядел естественно?
Вот здесь стоит обратиться к психологии. Что люди делают с готовностью: благодарят или критикуют? Конечно, критикуют и жалуются. Если все «срослось», это воспринимается как должное и ограничивается простым человеческим «спасибо». Но уж если поставщик услуг допустил «косяк», то держись тогда! Мы будем искать способ, как бы погромче об этом факте прокричать, чтобы весь мир услышал.
Не буду приводить чужих примеров, хотя их множество. Есть свой: Яндекс.Деньги. где я только ни писала о том, что кражи денег с Яндекса – это система, и в таком духе. Не случись этого, не обидь меня платежная система, мне бы пришло в голову написать, как все хорошо и удобно? Нет, конечно. Пока не произошло из ряда вон выходящее. Кстати, вспомнила. Писала! Только о вебмани, когда они вернули мне платеж, который отправлять я не должна была. Все до цента!
Так и с отзывами, которые пишутся на заказ. Всегда можно отличить, написан ли отзыв настоящим клиентом или по заказу плохим исполнителем. Если человек купил тестомесильную машину в интернет-магазине и доволен качеством операции и самим оборудованием, ему в голову не придет лезть в паспорт и выписывать марку с точностью до символа или указывать цену, когда речь идет о быстрой доставке. Если в автобусе во время турпоездки случилось нечто, что могло бы ее прервать, но водитель или гид предпринял все меры, помог, — зачем писать в отзыве, что трансфер стоил 65 долларов? Только в контексте, что пропали бы мои 65 долларов, не дай они мне таблеточку.
Как-то я посмотрела фильм, который потряс до глубины души, и написала об этом в блоге. Никак не ожидала, что по запросу «фильм жена генерала отзывы» попаду на первые позиции поисковиков. Человек, пишущий положительный отзыв, как правило, пережил некий эмоциональный взрыв. И эту «изюминку» нужно найти и копирайтеру и сделать на ней акцент. Тогда отзыв будет восприниматься правдиво. И пусть никого не смущает, что предприниматели прибегают к такому способу поднятия рейтинга своей компании, потому что на самом деле в любой сфере оказывается очень много качественных услуг, за которые благодарить через СМИ как-то не принято.
Достоверность, правдивость важны в любом тексте, отзыв это или продающий текст, — задачи у них схожи.
Сам сейчас пишу полноценные обзоры интернет магазинов, проблема актуальная. В принципе здесь нет ничего сложно, просто нужно выбить из головы всю эту рекламную машенерию. Например, раньше я просто копировал информацию со страницы «О магазине». Там всегда было только МЫ, МЫ, МЫ и ни одного слова о том, что получит клиент. Именно этот простой подход я сейчас и использую. В своих обзорах я пытаюсь рассказать, что получит именно Покупатель, если воспользуется услугами магазины. При этом я даже позволяю себе сказать правду, обходя острые угля, всё таки посты рекламные 🙂
P.S. О, надпись «Оповещать о новых комментариях по почте» стала на русском. Надеюсь и отправка писем заработает. К клову в форме комментирования, названия полей: Name (required), E-Mail (will not be published) (required), Website — на английском. Но это уже надо смотреть шаблон.
Какое слово интересное Вы знаете! Впервые слышу. О смысле догадалась. Да, от психологического фактора никуда не денешься, вернее, он главный. Конкуренция во всем отучит нас от эгоизма. Все должно быть человечным, и тексты тоже. Фальшь отталкивает людей больше, чем открытая реклама. Никто не любит ни обмана, ни хитрости по отношению к себе.
Константин, я с Вами экстремалкой стала. Все исправила в коде. Методом тыка. Спасибо Вам за подсказки! Если бы Вы были так добры и подсказали, как не навлечь на себя немилость пауков, я бы открыла древовидные комментарии. Были проблемы некоторые с дублированными страницами.
А вот мне приходилось писать отзывы, как в книгах посетителей отелей разных стран. Интересно представлять себя разными людьми. Такое маленькие развлечение в серых буднях копирайтера. И отзывы, понятно, должны были быть положительными.Интересное занятие, так что прочитать еще про чей-то опыт очень полезно. Спасибо.
Спасибо за комментарий, Борис! Да, здесь нужно в роль войти по-настоящему. 🙂 А кто сказал, что копирайтер не должен перевоплощаться? Да и не только при написании отзывов.