Детская агрессивность. Можно ли ее трансформировать?

детская агрессивность
Детская агрессивность

Сегодня я не о делах. Сегодня — о жизни. Хочется узнать ваше мнение по одному вопросу, но сначала введу в суть.

Когда ребенок вернулся из школы, я сразу поняла, что что-то случилось. Он особенно не скрывал: «Меня бил Коля, по животу, больно».

Стараясь поддержать в мальчике мужчину, я спросила: «Ну, ты, конечно, не плакал?».

«Знаешь, как больно было», — значит, плакал.

«Так ты бы его…», — продолжала я, стараясь держать марку – мы-де тоже не слабаки и постоять за себя можем. В действительности, я понимала, что физически мальчики в разных весовых категориях (Коля на голову выше, крупнее). А неожиданный отпор может спровоцировать еще больше.

Я наполняла тарелку едой, а внутри шла борьба: с одной стороны, я пообещала, что жаловаться никому не буду, а с другой, во мне расправляла спину тигрица: «Почему родной мне маленький человек должен получать травмы (естественно, я думала о моральных). Возможно, это наложит отпечаток в дальнейшем на его жизнь. Обида – вещь тяжелая. Не каждый взрослый может справляться с ней, а здесь – ребенок, третьеклассник, миролюбивый по характеру. Я должна встать на его защиту!

Забравшись в отдаленный уголок, чтобы он меня не слышал, набрала телефон Колиной мамы, психолога по образованию.

«Хочу с Вами посоветоваться. Здесь такой случай произошел», — и я рассказала то, что знала. Понятно, что для меня было важно, чтобы такого не повторялось, насколько это возможно.

Выслушав меня, она задала вопрос в лоб: «Хотите, чтобы я его побила?»

«Ни в коем случае!» Я люблю своего ребенка, она любит своего точно так же. Больше того, я попросила вообще держать в тайне мой звонок.

Мы еще долго  разговаривали о том, откуда в детях берется агрессивность. Колю обижают старшие ребята, он рикошетом расправляется с более слабыми. Более того, мама призналась, что дочку-шестиклассницу тоже стали учить давать сдачи: «Иначе просто не выжить в этой жизни. Такие у них девочки в классе. Хотя всегда воспитывали детей в соответствии с христианскими догмами» (папа в семье – священнослужитель).

Женщина спрашивала у меня совета, наверное, как у более опытной, но что я могла посоветовать? Мы знаем, что поведение ребенка – это и гены, и его психотип, и зеркало того, что происходит в семье. Но в семье-то нет агрессии!

Незадолго до этого случая в школе проводилось родительское собрание, и ключевой темой как раз была агрессивность детей. На доску проецировали результаты анкеты, проведенной в средних классах. Какой-то совершенно незначительный процент детей признались, что родители их наказывают, что в семье ссоры. Подавляющее большинство написало, что обижают в школе или обижали, когда они были младше. Помнят, значит, хотя и выросли. И никто не сомневается в любви родителей, хотя она может проявляться и по-разному.

Откуда же она, агрессивность, которая растет вместе с человеком и находит реализацию уже не в проступках, а в преступлениях? Где мы что-то упускаем?

Мальчишки не были бы мальчишками, если бы не дрались. А как отличить драку от насилия? Где эта черта, которую человек  должен определять уже в детстве? Почему через пару дней одному мальчику пробили голову, «случайно»? Случайно не потому, что  камень попал в голову, а потому, что случайно попали не в ту голову. Вот такая логика.

Вопросов много. Ответов тоже. А как выбрать тот, который станет рецептом и для воспитания агрессивного ребенка, и для спокойного, но живущего в такой среде, где агрессивность считается многими нормой?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *